Театр, в котором играют дети

10 лет в Юрьевце работает театральная студия для школьников «Авансцена»

Дипломанты областного фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Театр, где играют дети» (2008, 2009), лауреаты третьей степени Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» (2009) за спектакль «Голубая роза», лауреаты второй степени Всероссийского фестиваля искусств «Волшебный мир» (2010) за спектакль «Лоскутик и облако», лауреаты третьей степени Всероссийского фестиваля искусств «Волшебный мир» (2011) за спектакль «Любовь к трем апельсинам», а также призеры детского жюри открытого фестиваля детских и юношеских любительских театральных коллективов «Шоколад» (2011)... Все это об актерах театральной студии «Авансцена».

Какой труд стоит за этими дипломами, кубками и наградами, корреспонденту «МК» рассказала режиссер-педагог и руководитель студии Ирина Финогенова.
 

10 лет в Юрьевце работает театральная студия для школьников «Авансцена»
Фото из архива театральной студии «Авансцена»

В чем повезло Юрьевцу

- Ирина Борисовна, как давно вы учите детей быть актерами?

- Режиссером-педагогом я работаю с 1991 года. Сейчас у меня занимаются дети моих первых выпускников. Сколько за это время было поставлено спектаклей! Не сосчитать. Но с каждой группой ребят один спектакль в год мы стараемся сделать. Обычно я ставлю тот материал, при чтении которого я четко представляю, как это будет выглядеть на сцене. Если текст меня не задевает, я отказываюсь от работы над ним.

- Наверно, поговорка «где родился, там и пригодился» про вас?

- Я патриот, я всю жизнь проработала в этой студии, в этом микрорайоне. Да, мне предлагали работу в разных школах Владимира, в Центре изобразительного искусства, в колледже культуры, но мне безумно жалко оставлять детей Юрьевца. Ведь кроме нашей театральной студии и школы искусств ребятам некуда пойти и позаниматься бесплатно. К тому же к нам ходят дети из малообеспеченных семей, а если я начну вести занятия во Владимире, то они не смогут приезжать ко мне. Да и здесь, в нашем микрорайоне, кто-то должен работать. Может, это не престижно и финансово невыгодно, но я не могу бросить свою работу.

- Наверняка у такого талантливого преподавателя, как вы, есть выпускники, которые пошли по вашим стопам...

- Да, одна моя выпускница сейчас работает руководителем молодежного театра в Оренбурге. Тоже нелегкая работа: она обучает людей взрослых, и каждый из них должен прийти в театр осознанно.

Старые вещи — на работу

- Как дети приходят в вашу студию — сами о ней узнают или родители приводят?

- У нас в микрорайоне есть две школы — №44 и №42. Обычно я прихожу на собрания к родителям первоклассников и рассказываю им, чем мои воспитанники занимаются в театральной студии. Если родители видят своего ребенка актером, они подают заявление, и малыш приходит в студию. Так и получается, что в течение первого-второго года в коллектив добираются желающие из первого, а также из 2-3-го класса. В первый год обучения с малышами я не ставлю спектакли: мы занимаемся исключительно тренингами и развитием актерских данных, сценической речи, дыхания и мелкой моторики. Тот, кто прожил этот год вместе с нами, а потом и сыграл хотя бы в одном спектакле, чаще всего не покидает студию.

- А сколько ребят сейчас занимается в вашей студии?

- На сегодняшний день в «Авансцене» есть старшая и младшая группа, по 12 человек в каждой. Группы у меня очень стабильные. Ребята знают, что театр — это искусство коллективное, и понимают всю ответственность за свою работу. Наше общее дело их дисциплинирует, сплачивает. Дети у меня очень дружные, даже в лагеря и трудовые отряды они ходят всей группой, вместе гуляют. А когда ребята выпускаются из студии, они меня не забывают, приходят ко мне домой, с некоторыми мы общаемся через Интернет. Я дружу со всеми своими воспитанниками.

Фото из архива театральной студии «Авансцена»

- Насколько я знаю, финансирование таких студий, как ваша, очень небольшое. Как же вам удается продолжать свою деятельность?

- Я думаю, в таких центрах, как наш, могут работать только одержимые люди. Но надо сказать, что нашу театральную студию все же поддерживают те, кто неравнодушен к искусству. В этом году нам помогли сотрудники Управления по делам молодежи. Таких средств, которые они выделили за созданный нами проект, мы никогда в жизни не получали. Все они пошли на костюмы и декорации. Также нам помогают родители воспитанников. Да и сами педагоги уже который год живут по принципу: «Прежде чем что-то выбросить на помойку, подумай, не пригодится ли это на работе». В жизни не догадаешься, что костюм короля может быть сделан из старых плюшевых занавесок. Также благодаря директору детско-юношеского центра «Клуб» мы смогли съездить в Москву на фестиваль «Волшебный мир».

Вскоре нам отдадут дополнительное помещение для репетиций в нашем здании, ведь раньше мы ютились в маленьком кабинете. Ребята с нетерпением ждут оформления документов, буквально сидят на чемоданах. Дети уже готовы ломать стены и делать ремонт. (Смеется.)

И швец, и жнец, и на дуде игрец

- Ирина Борисовна, в обычном театре на постановку нового спектакля дается 2-3 месяца, актеры репетируют роли, для них шьются костюмы, разрабатываются декорации. А как репетиционный процесс проходит у вас в студии?

- Перед тем как заняться постановкой спектакля, мы с детьми читаем пьесу, а бывает, и исходный материал, который использовался при написании текста. Взять, например, последний спектакль, который мы отыграли со старшей группой, - «Любовь к трем апельсинам» по пьесе Леонида Филатова, которую он написал по мотивам сказки Карла Гоцци. Мы стали углубляться в материал, узнавать, что такое комедия дель-арте, как и для чего использовались итальянские маски, какие принципы используются в итальянских постановках. Через Интернет мы находили фотографии итальянских костюмов XVIII века и на их основе создавали наши наряды. Также мы с удовольствием смотрели записи итальянских спектаклей, чтобы знать «правила игры» на сцене. Тяжелее дело обстояло с музыкой. Её мы подбирали долго и в конце концов остановились на музыке группы «Pinocchio».

- А как же костюмы, декорации?

- У нас нет декораторов и портных, так что мои воспитанники - актеры-универсалы: и рисуют, и шьют, и поют, и танцуют, и мастерят. В работе над костюмами и декорациями моим актерам помогают два наших педагога — Сладкова Любовь Борисовна и Кириллова Ольга Дмитриевна. Вместе с ними дети разрабатывают костюмы, шьют, продумывают функциональные декорации, которые будут не просто стоять на сцене, а участвовать в действии. Например, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» мы устроили карнавал уродов, для которого мы с ребятами смастерили специальных кукол. Их актеры поднимали над ширмой, играли ими... Эта наша находка очень понравилась зрителям. К слову, с этим спектаклем мы получили несколько наград: на открытом фестивале «Шоколад» - приз детского жюри (он был единственным), а в Москве на Всероссийском фестивале искусств «Волшебный мир» - диплом и кубок за третье место.

Учиться, учиться и ещё раз учиться!

- Водите ли вы своих воспитанников на просмотр спектаклей в профессиональные театры Владимира?

- Я считаю, что моим ребятам очень повезло с классными руководителями: они очень часто водят детей в наши театры. Поэтому самой мне не приходится ходить с ними. Однако после просмотренного спектакля я всегда устраиваю разбор постановки. В свое время мы ходили на театральную неделю, которая ежегодно проводилась во Владимирском колледже культуры и искусства, а теперь смотрим спектакли, которые участвуют в фестивале «Шоколад».

Фото из архива театральной студии «Авансцена». Ирина Финогенова

- Наверняка после таких «выходов в свет» ваши маленькие актеры хотят стать профессиональными артистами...

- Я не готовлю своих воспитанников к актерской профессии, в студии я их просто учу навыкам актерского мастерства. Фактически они получают дополнительное образование. И мне бывает приятно видеть, когда они мыслят не только как актеры, но и как режиссеры. Вот, например, в этом году, когда мы отыграли спектакль, я им сказала, какую пьесу планирую поставить в следующем. Они загорелись идеей и решили сами распределить роли, но подошли к этому процессу с режиссерской позиции. Без обид, очень корректно и грамотно они распределили между собой персонажей, причем в точности так, как это сделала бы я. Смотрела на все это и думала: «Ну надо же! Научила...»

- Не жалко ли вам расставаться с отыгранными спектаклями, на которые вы потратили год своей жизни?

- Нам важнее то, как мы проживаем эти месяцы, как красим декорации, как рисуем задники для сцены, как придумываем костюмы. Да, возможность повторить спектакль есть не всегда. Но с другими ребятами, в другой год я все равно возвращаюсь к старым пьесам, и мы ставим их совершенно по-новому. Некоторые спектакли я восстанавливала уже после каникул, в сентябре. Но ведь мои актеры — обычные школьники, я не хочу и не буду перегружать их. Если бы мы были детским театром, тогда бы, возможно, был смысл играть несколько спектаклей. Но мы лишь театральная студия и иметь свой репертуар нам незачем. Мне важнее научить ребят, сделать их коммуникабельными и отзывчивыми к печатному слову.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру